Основы классического дзюдо.
|
|
Владимир | Дата: Суббота, 29.04.2017, 14:32 | Сообщение # 201 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7872
Статус: Offline
| Цитата Владимир ( ) Иногда тренеры предлагают изучать действие в целом, что затягивает его освоение ввиду сложности. В практике обучения стихийное разделение технического действия настолько многогранно, что даже нет возможности их проанализировать. Правильно было бы разделить сложное техническое действие дзюдо (прием) на следующие операции, части, детали:
3-я операция. Сбрасывание
Частями этой операции будут — принятие позы для сбрасывания и способ приложения сил сбрасывания (подбив). Деталями частей будут положения и движения рук, ног, корпуса, головы, дыхания. Задачей этой операции является осуществление подбива и сбрасывания партнера в соответствии с требованиями правил для последующей оценки действия стоя (падение на живот, колени, четвереньки, по правилам дзюдо не оценивается). Осуществление предупредительных мер и страховка партнера.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Суббота, 29.04.2017, 14:35 | Сообщение # 202 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7872
Статус: Offline
| Цитата Владимир ( ) Иногда тренеры предлагают изучать действие в целом, что затягивает его освоение ввиду сложности. В практике обучения стихийное разделение технического действия настолько многогранно, что даже нет возможности их проанализировать. Правильно было бы разделить сложное техническое действие дзюдо (прием) на следующие операции, части, детали:
4-я операция. Подготовка к осуществлению контроля лежа
Частями этой операции будут преодоление защиты соперника и осуществление фиксации соперника в определенной позе с помощью туловища (прижать боком, спиной, грудью), захвата ногами или руками или комбинированно (прижать грудью и обхватить ногами). В тех случаях, когда ситуация не позволяет перейти к осуществлению пятой операции, выполняются способствующие действия лежа (прорывы, переворачивания и т. д.). Детали — движения и положения рук, ног, головы, туловища. Задачей этой операции являются — фиксация, достижение контакта и создание оптимальных условий для осуществления контроля лежа.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Суббота, 29.04.2017, 14:37 | Сообщение # 203 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7872
Статус: Offline
| Цитата Владимир ( ) Иногда тренеры предлагают изучать действие в целом, что затягивает его освоение ввиду сложности. В практике обучения стихийное разделение технического действия настолько многогранно, что даже нет возможности их проанализировать. Правильно было бы разделить сложное техническое действие дзюдо (прием) на следующие операции, части, детали:
5-я операция. Приложение сил контроля лежа
Частями этой операции будут способы приложения сил контроля лежа — удержания, болевой захват, удушающий захват. Детали — действия рук, ног, туловища, головы. Задача — выполнить необходимый захват с целью осуществления контроля соперника в соответствии с правилами дзюдо для оценки дальнейших действий лежа. Если контроль не удается и УКЭ переходит в положение определенное правилами, как «положение стоя», действие начинается стоя с первой операции.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Суббота, 29.04.2017, 14:38 | Сообщение # 204 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7872
Статус: Offline
| При таком расчленении целостного действия на операции не нарушается смысловая структура действия. Обучение происходит от деталей к частям, которые собираются «блоками» и образуют операцию, которая в свою очередь является составляющей технического действия в целом. Обучение должно осуществляться каждой части операции в деталях отдельно, чему должна предшествовать подготовка в виде подготовительных упражнений как общефизического, так и специального характера. Такой подход к обучению не искажает смысла действия в сознании обучаемого. Объединение усвоенного происходит легко, поскольку между смыслом каждой из частей нет противоречий так же, как и между их биодинамическими структурами. Более того, усвоение целостного действия невозможно, если не усвоена хотя бы одна из частей. Например, не изучив частей первой операции (стойка, захват, передвижение) и приступив к изучению составляющих частей второй операции, невозможно добиться ее правильного исполнения. Или же, не освоив позу для приложения сил сбрасывания, освоение сбрасывания затягивается на долгое время.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Суббота, 29.04.2017, 14:39 | Сообщение # 205 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7872
Статус: Offline
| Традиционно на практике технику изучают отдельными приемами. В каждом приеме отдельно изучаются части детали операции, а изучать нужно все, из чего состоят приемы и видеть, что одинаково, а что отличается. Например, боковой подхват и боковая подножка отличаются только способом подбивания, а все остальное одинаково. Очень важно в процессе обучения заложить ученику смысловую основу действий, а также правильно акцентировать внимание на основных опорных точках. В практике очень часто разделяется обучение стоя и лежа, т. е. четвертая и пятая операции изучаются отдельно от первых трех.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Суббота, 29.04.2017, 14:43 | Сообщение # 206 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7872
Статус: Offline
| Подводя итог, можно определить понятие «техника технического действия» (приема) для того случая, когда последний выступает как предмет обучения, следующим образом. Техника приема — это описание оптимального решения двигательной задачи (класса двигательных задач), обоснованное требованиями биомеханики действия и психологии его восприятия обучаемым, раскрывающее состав операций и основных опорных точек, необходимых и достаточных для формирования полной ориентировочной основы предмета усвоения (формируемого действия) (М. М. Бочин). Таким образом, определение операционного состава действия, разделение его на части и детали, есть начальная ступень в обучении. Очень важно осознание этого разделения тренером и учеником. Учитывая то, что мы четко представляем все детали, части и операции технического действия дзюдо (приема), подробная характеристика которых описана выше в разделе «Характеристика двигательных действий дзюдо», последовательность в обучении будет выглядеть следующим образом. Прежде чем приступить к изучению отдельных технических действий (приемов) обучаемому предстоит освоить ряд простых и сложных подготовительных действий, в освоении которых применяется то же операционное разделение. Освоение подготовительных действий дает начальное двигательное образование, способствует улучшению организации в работе. Освоение действий в самостраховке будет способствовать улучшению координации, уменьшению травматизма и т. д. (детали всех действий охарактеризованы в предыдущих разделах). Огромное значение на этом этапе обучения имеет освоение ритуальных действий, строевых приемов и упражнений, а также общая и специальная физическая подготовка. Физическая, подготовка на этом этапе укрепляет мышечную систему занимающихся, что позволит в дальнейшем наиболее точно и быстро усваивать двигательные действия дзюдо.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Суббота, 29.04.2017, 14:45 | Сообщение # 207 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7872
Статус: Offline
| После освоения подготовительных действий необходимо детально изучить сопряженные действия (стойки, позы, захваты, передвижения, дыхания). Особое значение имеет освоение основной стойки дзюдоиста. Она является стержнем освоения, а в дальнейшем и применения всей техники дзюдо. Передвижения, повороты осваиваются в соединении со стойкой. Это пока обучение индивидуальное, т. е. не в парах, а каждый осваивает отдельно. Переходя к обучению захватов, обучение начинается в парах. В парах совершенствуется стойка, передвижения, повороты. На этом этапе для занимающихся определяются понятия «ТОРИ» и «УКЭ». Основная стойка дзюдоиста и она же в захвате с соперником — разные понятия. В захвате образуется общая площадь опоры, общий центр тяжести всей конструкции, происходит распределение усилий через захват на партнера. На этом этапе обучения, в виде теоретической подготовки, занимающимся раскрываются все эти понятия. Осваивая повороты у занимающихся вырабатываются первые навыки правильного дыхания. Детали действий (движения рук, ног) изучаются отдельно и потом соединяются. Освоив подготовительные и сопряженные действия дзюдо обучаемый частично освоит первую операцию технического действия дзюдо. Эта операция имеет большое множество составляющих ее частей, которые в связи с особенностями единоборств могут меняться. Их сочетания в изменениях образуют огромное множество динамических ситуаций, благоприятствующих для проведения выведения из равновесия и броска.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Суббота, 29.04.2017, 14:47 | Сообщение # 208 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7872
Статус: Offline
| Если впоследствии обучаемый доводит вторую, третью, пятую операции до «состояния крайней стереотипности», то первая и четвертая операции в процессе совершенствования технического действия изменяется. Изменяя их специальными заданиями (тренер изменяет части и детали первой и четвертой операции), обучаемый совершенствует технику дзюдо, т. е., изменяя условия выполнения, совершенствуется само техническое действие. Если в первой и четвертой операциях запрограммировать одну или две ситуации и наработать их до состояния крайней стереотипности (например, перехват захвата соперником или определенное передвижение), то всего остального многообразия ситуаций дзюдоист не будет видеть (использовать для атаки). В теории физического воспитания, да и на практике, до настоящего времени двигательное действие рассматривают как двигательный условный рефлекс, в основе которого динамический стереотип, сформировавшийся в коре больших полушарий головного мозга. В аспекте этой теории формировались взгляды на технику как на образец, который должен быть воспроизведен в результате обучения. Система обучения, построенная на этих принципах, позволяет эффективно сформировать условные двигательные рефлексы, однако двигательные действия, выученные таким образом, на практике часто оказываются недостаточно эффективными. Движение, сформированное по типу условного рефлекса, всегда стандартно, стереотипно, так что даже при небольших изменениях условий выполнения оно резко теряет эффективность. Можно пойти по пути формирования запасных динамических стереотипов (нарабатывать три, четыре ситуации), которые могли бы выручить в изменяющейся обстановке решения привычных задач. Заметим, что вариативность, построенная таким образом, весьма ограничена. Как из набора кубиков нельзя построить колесо, так из набора стереотипов нельзя построить движение, способное учесть все (включая непредвиденное) варианты ситуаций действия (М. М. Бочин). Именно поэтому рефлексологический подход к пониманию техники двигательных действий приходит в неизбежное противоречие с практикой обучения.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Суббота, 29.04.2017, 14:51 | Сообщение # 209 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7872
Статус: Offline
| Необходим иной подход к пониманию техники, который, во-первых, соответствовал бы природе двигательных действий в большей степени и, во-вторых, удовлетворял бы более полно запросы практики обучения. Такой подход возможен на основе принципов теории деятельности А. И. Леонтьева и теории построения движений (точнее физиологии движений и физиологии активности Н. А. Бернштейна). Движения живого биологического объекта всегда связаны с решением некоторой задачи, активным подчинением пространства и времени. Этим они отличаются от механического движения, которое является простым перемещением в пространственно-временном континууме. Это свойство биологического движения позволило Н. А. Бернштейну назвать его «живым». Он указывал, что характерное свойство движения — его способность реагировать как на изменение внешних условий, так и на внутреннее колебание его собственной структуры. И. А. Бернштейн обнаружил такие приспособительные колебания в идеально стереотипных (как это считалось) движениях — ходьбе и беговых шагах. В связи с этим, обучение и совершенствование технических действий дзюдо происходит в постоянном изменении ситуации (за счет применения способствующих действий) в первой и четвертой операциях целостного действия. Полное действие (1—5 операция) до состояния крайней стереотипности не доводится, а только его операции впоследствии соединенные в блок — вторая, третья, пятая. В первой и четвертой операциях происходит осмысленная, созидательная деятельность, исходящая от различных заданий тренера.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Суббота, 29.04.2017, 14:53 | Сообщение # 210 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7872
Статус: Offline
| Приступая к освоению основных действий дзюдо, которое составляет вторую, третью и пятую операции, занимающиеся продолжают осваивать некоторые части первой операции. В это время закладываются понятия биомеханических основ техники дзюдо — устойчивость, нарушение устойчивости, направления выведения из равновесия и др. Осваивая переход от одного способа выведения из равновесия к другому, формируются понятия подготовки броска и основ комбинационных действий. Второй операции в практике уделяется особое внимание. Выполнение УЧИКОМИ выведения из равновесия становится для занимающегося основным специальным подготовительным упражнениям (УЧИКОМИ — повторение элементов техники). Соединив первую операцию со второй, упражнения в выведении из равновесия приобретают новую форму (на месте, в движении, силовые учикоми, без партнера, с резиной и т. д.). Обучая второй операции, необходимо обращать особое внимание на ее детали (движения рук, ног, корпуса, головы, дыхания). Приступая к освоению третьей операции технического действия дзюдо, которая состоит из занятия позы и способов приложения сил сбрасывания, отдельно осваиваются позы для бросков (передней подножки, подхвата, отхвата, зацепа, броска через бедро и т. д.). Затем формируем умение занимать позу в сочетании с "поворотом, передвижением, сначала без партнера, а затем с партнером.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |