Сайго Сиро
|
|
Владимир | Дата: Понедельник, 25.12.2023, 00:58 | Сообщение # 1 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7983
Статус: Offline
|
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Понедельник, 25.12.2023, 01:09 | Сообщение # 2 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7983
Статус: Offline
| - Скажи мне, в конце концов, куда ведёт эта дорога? - Эта дорога ведёт к господину Тэндзин. - Ты позволишь мне пройти? - Никто не пройдёт, если у него нет причины. - У меня есть причина... пропустите меня. - У тебя прошение к господину Тэндзин? - Нет, я ищу дом учителя дзю-дзюцу. - Проходи, но будь осторожен на обратном пути! Если ищешь школу Симмэй, то она в этом доме. Но учителя сейчас нет. Он на показательных выступлениях. Участвует в номере с фехтовальщиками.
Школа дзю-дзюцу Симмэи Момма Сабуро. - Давай выпьем за твой приход! А ты счастливчик. Сегодня вечером ты увидишь великолепное зрелище. Мы собираемся расквитаться с Яно Сёгоро. - Яно Сёгоро? - Не знаешь, что ли? Ясно из школы дзюдо в Сюдокане. - Дзюдо?! Это ещё что такое? - Хороший вопрос! Этот Яно - большой плут. Он хочет разбогатеть, превратив Искусство гибкости в Путь гибкости. Полицейское управление ищет инструктора по боевым искусствам. Мы не можем упустить этот пост... и отдать его инструктору-умнику, как это сейчас модно! Нужно от него избавиться! - Засада? - Поединок. - Сэнсэй!" - Что случилось? - Он вышел из дому. Идите быстрее! - Куда? - Он взял рикшу, а там только один путь. Мы можем подождать его на мосту. - Прекрасно! Никакого оружия! Это будет бесчестьем для Школы! Пойдём с нами! Это будет тебе полезно! - Папа, куда ты? - Сейчас вернусь. - Лучше тебе не впутываться в опасные дела, папа. - Дурочка! Но...
- Я Яно Сёгоро из Сюдокана. Может быть, вы ошиблись? Или это западня? Кто вы такие? - Школа Симмэи! - Назови своё имя! - Убей меня! - И не подумаю! - Скажи мне своё имя!
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Вторник, 26.12.2023, 01:08 | Сообщение # 3 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7983
Статус: Offline
| - Убей меня! - Ты здесь главный. Что всё это значит? - Мы собирались задать тебе трёпку! - Мне?! Экая глупость. Такие поступки говорят лишь о поражении твоего искусства. - Я не потерплю унижений от всяких молокососов. Я не могу больше жить... Убей меня! Убей меня! - Лучше бы ты с таким рвением занимался дзю-дзюцу! Ну и дела! Рикша, ты где? Возвращайся! Уже всё в порядке! - Сэнсэй, позвольте вас отвезти. Прошу вас, садитесь! - А ты сможешь? - Да. - Ну что ж... - Прошу вас, сэнсэй! - Ну что ж, спасибо.
- Драка! - Давай защищайся! - Я тебе ничего не сделал! - Что-что? А ну-ка, повтори! Бездарь! - А ты наглец, ученик! - Что-что?! - Всыпь ему! - Ну, иди ко мне! - Дай ему, ученик! Сотри его в порошок, ученик!
- Сэнсэй! Сэнсэй, Сугата вернулся... - Приведи его. - Сэнсэй! Не браните его очень сильно! Скажи ему, чтобы пришёл сюда. Сэнсэй... - Ну и как? Нагулялся вдоволь? - Пожалуйста, простите. - Я тоже предпочёл бы видеть тебя за работой. Очень силён... Ты и вправду стал очень сильным. Должно быть, ты даже сильнее меня. Тем не менее, Сугата... моё дзюдо так же далеко от твоего... как небо от земли! Понимаешь? Ты не знаешь Пути Человека. Преподавать дзюдо тому, кто не знает Пути Человека... это то же самое, что дать нож сумасшедшему. - Сэнсэй, я знаю Путь Человека! - Ложь! Болтаться без причины, без цели... это, по-твоему, и есть Путь Человека? Путь Человека... это поиск Истины, которая правит природой и миром! Лишь эта Истина поможет человеку умереть спокойно! Это высшая цель всех путей! И Пути гибкости тоже. Сугата! Неужели ты забыл, что такое Путь гибкости? - Нет, сэнсэй. Если вы прикажете, я могу умереть прямо сейчас. - Довольно! - Нет, я могу умереть! - Довольно! Ты просто бездельник! Я не верю ни единому твоему слову! - Я могу умереть! - Умирай!
- Сэнсэй! - Что? - Сугата всё ещё в пруду. Уже ночь. Он не выдержит... пожалуйста, простите его! Конечно, он вспыльчив и упрям, но разве вам его не жалко? - Если Сугата захочет выйти из пруда, может это сделать, когда угодно. - Он не выйдет, не получив вашего прощения. - Выйдет, когда наступит время. Это как раз то, что нужно. - Сэнсэй, но почему же нельзя?.. - Глупец! Сугата не умирает. Он думает. - Эй, гордец! Это так серьёзно? Не отвечаешь? Значит, ещё ничего не понял? Ты не хочешь уступить, Сансиро? Нет! Уж очень ты бодр для умирающего. Слушай, Сансиро... Ты понимаешь, что это за штука, за которую ты уцепился? Такому гордецу этого не понять! Это жердь! Точно. Это жердь твоей судьбы. Без неё ты утонешь и в луже. Выползти на землю унизительно... а без жерди ты умрёшь... - Ты надоел, монах! - Ну же! Уступи и вернись на землю! - Ни за что! - Ослиная голова! Ты сам так решил! Наступает ночь... ты можешь полюбоваться луной.
- Сэнсэй! Сэнсэй! Господин Яно Сабуро здесь?
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Понедельник, 06.01.2025, 02:44 | Сообщение # 4 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7983
Статус: Offline
| В сентябре военного, 1942-го года вся Япония зачитывалась повестью «Сугата Сансиро» уже известного автора приключенческих повестей Томиты Цунэо. Ее читали рабочие и клерки, школьники и старики, не говоря уже о многочисленных последователях будо, которым она и была, в первую очередь, адресована. В книжных магазинах повесть буквально «сметали». Книгоиздатели из фирмы «Киндзё» были на седьмом небе от неожиданно привалившей удачи. А к повести уже присматривались «киношники». И, надо сказать, недолго присматривались: уже в следующем году на киноэкраны вышел полуторачасовой шедевр, с восторгом встреченный публикой. Снял его тогда еще мало известный молодой режиссер – будущий столп японского кино Куросава Акира. Он экранизировал только первую часть книги, и кинозрители без конца требовали от него продолжения. Но реализовать мечту поклонников будо Куросаве удалось только через два десятилетия – в 1964 г. он выпустил римэйк первой части и экранизацию второй части повести, с которыми под названием «Гений дзюдо» и имел возможность познакомиться широкий советский зритель, встретивший фильм не менее восторженно, нежели зритель японский. Похоже, сюжет повести, ее герой и отстаиваемые им ценности оказались привлекательны и актуальны не только для жителей милитаристской Японии, но и для массового мирового зрителя...
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Понедельник, 06.01.2025, 13:05 | Сообщение # 5 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7983
Статус: Offline
| Дзюдо или дзюдзюцу: чья возьмет?
Вся повесть состоит из четырех больших частей. В центре первой части повествования – борьба между дзюдо Кодокан и старыми школами дзюдзюцу. Это противостояние достигает своего пика на турнире воинских искусств, проходящем под патронажем полицейского управления. В этой части молодой ученик основателя дзюдо – мастера Яно Сугата Сансиро побеждает в трех схватках борцов дзюдзюцу: Момму Сабуро, главу Симмё кассацу-рю; Мураи Хансукэ из Рёи синто-рю – в кульминационном соревновании «дзюдо против дзюдзюцу» на турнире, организованном полицейским управлением; и ученика Мураи, Хигаки Гэнносукэ, с которым сходится в смертельной дуэли. Успех ему неизменно приносит его коронный прием – «смертоносный» бросок «яма-араси» – «буря в горах». Эта часть романа хорошо известна нашим читателям по фильму Куросавы, и подробно останавливаться на ней я не буду.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Понедельник, 06.01.2025, 13:07 | Сообщение # 6 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7983
Статус: Offline
| Цитата Владимир ( ) Успех ему неизменно приносит его коронный прием – «смертоносный» бросок «яма-араси» – «буря в горах».
А Вы знаете что это за бросок "Буря в горах" которым побеждал всех гений дзюдо Сугато Сансиро?
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Понедельник, 06.01.2025, 17:39 | Сообщение # 7 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7983
Статус: Offline
| Дзюдо против каратэ и бокса
Во второй части Томита рассказывает о борьбе Сугаты с представителями иных видов рукопашного боя. И хотя здесь присутствует и весьма занимательная сцена, в которой Сугата Сансиро повергает борца сумо Нисикинада, основная тема части – противостояние дзюдо и систем с преобладанием ударной техники – каратэ и бокса. То, как Сугата одолевал каратистов – братьев Хигаки, наши зрители знают по фильму. А вот о поединке Сансиро с профессиональным боксёром Уильямом Листом стоит рассказать. Приглашённый злокозненным промоутером на состязание между борцом дзюдзюцу и боксером, Сансиро становится свидетелем избиения дзюдзюцуиста (да простят мне читатели этот неологизм) Сэкинэ Кахэй: - Кахэй погнался за Листом, словно пытаясь схватить облако, но в ответ на удары Листа кулаком ничего не мог поделать и лишь сжался, закрывшись обеими руками... Лист легко ушел по кругу, потом нанес лёгкий удар в подбородок и сильно ударил в лицо. Кахэй рухнул на колени как подкошенный, затем встряхнул головой и поднялся на ноги. Его веки сомкнулись, кровь из носа брызнула на борцовский костюм. Это описание очень правдоподобно: - Кахэй пытается провести захват, а Лист умело уходит по кругу и побеждает чистейшим нокаутом при помощи классической боксерской комбинации передний прямой – задний кросс. Отказавшись сперва ответить на вызов Листа, после поражения Кахэя Сансиро принимает его. Он знает, что участие в этом бою грозит ему исключением из Кодокана, и решиться на это его заставляют лишь унизительные слова промоутера: - Если дзюдо не в силах справиться с ударами в схватке, оно не может считаться искусством самозащиты. Таким образом, Сансиро выступает в качестве защитника поруганной чести японского дзюдзюцу. В поединке Сансиро и Листа, происходившем при большом скоплении народа, дзюдоист отказался от использования болевых и удушающих приемов и согласился применять только броски, а боксер пообещал наносить удары только выше пояса. Схватка не имела ограничений по времени, а победитель должен был определиться в случае невозможности продолжения схватки одним из участников или отказа от него. Призовой фонд составил тысячу иен – немалые деньги для того времени. Томита описывает этот бой следующим образом: - Ударил колокол. Лист ринулся вперёд, и в то же мгновение Сансиро сел на ринг и, выставив ноги в сторону Листа, опрокинулся на спину. Поднимись он – не смог бы защититься. С точки зрения особенностей бокса и дзюдо, невозможность такой схватки очевидна. Но когда Сансиро отважился на этот бой, ему ничего другого сделать не оставалось. Хотя сегодня на соревнованиях по боям без правил такие действия нередко влекут за собой патовую ситуацию и снижают интересность и динамичность поединка, в повести боксер перепрыгивает через выставленные ноги борца и пытается продолжить атаку, но победу в конце концов одерживает Сансиро своим фирменным нокаутирующим броском яма-араси.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Вторник, 07.01.2025, 02:10 | Сообщение # 8 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7983
Статус: Offline
| С голыми руками против мечей и сюрикэнов
Третья часть повести посвящена рассмотрению возможностей дзюдо в схватке с противниками, вооруженными холодным оружием. Естественно, что речь идет уже не о соревновательных схватках, а о боях не на жизнь, а на смерть. По сюжету романа, после участия в поединках с каратистом и боксером Сугата Сансиро уходит из Кодокана, так как считает, что нарушил святую клятву – не вступать в схватки с представителями других школ без разрешения наставника, и начинает новую жизнь – жизнь рикши. Он не стремится к борьбе, но то и дело оказывается втянутым в противостояние с коварными врагами. В этой части повести Сугата дважды подвергается нападению мастера меча, обладателя мастерского сертификата мэнкё кайдэн школы Итто-рю Оригути Дайсукэ. Их совершенно случайная встреча неожиданно превращается для Сансиро в экстремальное испытание «на прочность» в невероятном поединке «с голыми руками против меча»: «Сансиро не изучал кэндо. Но он знал дзюдо. Он никогда не считал, что можно защититься голыми руками от клинка противника, и в глубине души приготовился к тому, что неизбежно пропустит удар мечом. И тогда его охватила хладнокровная решимость дать врагу порезать кожу, но разорвать его плоть, дать порезать плоть, но перебить ему кости». Характерно, что и здесь Томита Цунэо, приведший своего героя в смертельную ловушку, не делает из него супермена. Единственное, чем он наделяет Сугату, – это психологический настрой мастера будо, и не случайно глава, в которой рассказывается о встрече дзюдоиста с мастером меча, носит название «Самоотречение». Тем не менее, в обоих столкновениях с Оригути Сансиро остается в живых лишь по чистой случайности. Если приемы обезоруживания противника, вооруженного мечом (муто-дори), в дзюдзюцу все-таки существуют, то против метательного оружия никаких особых приемов у безоружного борца нет. Поэтому в повести противником, которого никак не может одолеть Сансиро, оказывается ниндзя и мастер искусства метания стрелок сюрикэндзюцу Намбан-рю Мацуки Тэнъё, с которым дзюдоист также схватывается дважды. Во время первой встречи с Мацуки он ловко уклоняется от брошенного дротика и выполняет свой фирменный бросок яма-араси. Однако Мацуки оказывается парнем не промах и, сделав в воздухе сальто, благополучно приземляется на ноги. Вторая схватка – не на жизнь, а на смерть – между Сансиро и Мацуки Тэнъё происходит на крыше храма Кайкоин в токийском районе Асакуса, это апогей третьей части повести. Сансиро случайно замечает Гэнъё, загнанного полицейскими на крышу храма Кайкоин, и пока полицейские пребывают в нерешительности, в одиночку бросается вдогонку за ним на крышу. «Сансиро забыл об опасности... Он просто не думал о победе над противником, так как решил, что следует сохранить противнику жизнь и передать его полиции. В ситуации, когда нужно выбирать между жизнью и смертью, не остается ничего кроме выбора смерти. Это не означает, что он обладал духом буси «Хагакурэ». Это было просто реальное чувство, легко пришедшее к нему теперь, когда он столько раз смотрел в лицо смерти в бою». В схватке без оружия с Тэнъё, который, похоже, превосходил дзюдоиста силой, Сансиро дрался не щадя живота своего. «Сансиро словно тисками сдавил шею Тэнъё удушающим приемом скрестным захватом отворотов куртки спереди «гяку-дзюдзи», а ногами сдавил его живот приемом «до-дзимэ»... В то же мгновение два тела, слившись воедино, заскользили по крыше. Тэнъё, чтобы избежать падения, расставил ноги и старался упереться. Однако Сансиро и не думал о падении, поскольку он осознавал, сколь опасно во второй раз упустить из рук такого опасного противника». В итоге оба они рухнули с крыши, и оба остались живы. Тэнъё был схвачен полицией, а Сансиро, оправившись от сильных травм, получил разрешение вернуться в Кодокан.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Вторник, 07.01.2025, 22:03 | Сообщение # 9 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7983
Статус: Offline
| Новые враги
В четвертой, заключительной части повести Сансиро сталкивается с двумя новыми врагами. Первый – эксцентричный санка Томэсаку с демонической внешностью, в совершенстве владеющий стрельбой отравленными иглами из трубки фукибари. Второй – Цукуи Дзёсукэ, одаренный борец дзюдзюцу и ученик Хигаки Гэн-носукэ, ставшего верным другом Сугаты. Томэсаку, оставаясь в романе реалистичным образом, одновременно описывается как паук-оборотень, и бой с ним похож на схватку с привидением. Цукуи же изображен мастером, превосходящим по уровню мастерства Хигаки Гэнносукэ. Он выступает в качестве представителя дзюдзюцу западной Японии. В определенном смысле он – копия самого Сансиро. Апогей противостояния между Сугатой Сансиро и Цукуи Дзёсукэ – поединок в зале Бутокудэн в Киото. Он изображен как решающий бой между дзюдо и дзюдзюцу, который, наконец, должен расставить все точки над «ё». И Сансиро, естественно, выходит из него победителем. Вот таково, вкратце, содержание нашумевшей книги Томиты.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |
Владимир | Дата: Четверг, 09.01.2025, 22:57 | Сообщение # 10 |
Шрамы напоминают, что прошлое - реально!
Группа: Администраторы
Сообщений: 7983
Статус: Offline
| Сугата Сансиро: реальность и вымысел
Уже первые читатели повести начали спорить о реальной исторической подоплеке повести. Тем более, что за вымышленными, но созвучными реальным именами и названиями читатели с легкостью угадывали реальные исторические события 80-х годов XIX в., когда Кодокан противостоял старым школам дзюдзюцу, и реальные фигуры. Так, выведенная в Сугата Сансиро школа дзюдо Кодокан (в романе это название записано иероглифами, буквально означающими Дворец пути ваты) сразу была отождествлена с реальной школой Кодокан (Дворец общего пути; первый иероглиф в этом названии – ко – имеет много значений и, в частности, братство, община). В мудром и благородном основателе дзюдо Яно Сёгоро угадывался реальный основатель Кодокана Кано Дзигоро, который ушел из жизни всего за несколько лет до выхода повести. Более продвинутые, знакомые с дзюдоистской кухней люди в Тоде Юдзиро узнавали Томиту Цунэдзиро, отца автора, в Хироси Ёсимаро – Ёкояму Сакудзиро, в Цудзаки Кохэе – Ямаститу Ёсиаки, а в монастыре Рюсё-дзи угадывали Эйсё-дзи – колыбель Кодокана. Сложнее всего было с главным героем. Сам Томита Цунэо в послесловии к первому изданию писал о своем герое: - Этот роман описывает становление одного молодого человека на фоне периода 1881-1887 гг. Герой, Сугата Сансиро, одарен талантом в будо, это один из тех юношей эпохи Мэйдзи, которые росли вместе со всей тогдашней молодёжью, испытывали душевные страдания, лелеяли надежды, бунтовали и критиковали себя. Знающие же люди полагали, что скорее всего прототипом Сугаты послужил Сайго Сиро, сильнейший борец Кодокана его героической эпохи, но признавали, что это образ собирательный. В нем угадывали черты сразу и Сайго, и Томиты, и Ёкоямы, и Ямаситы, а в последней части повести угадывали аллюзию на историю борьбы Исогай Хадзимэ, представителя Кодокана в Киото, с борцами их западных школ дзюдзюцу. Короче говоря, знатоки истории дзюдо и живые еще свидетели тех событий понимали, что повесть Сугата Сансиро написана лишь по мотивам истории Кодокана, но не есть история этой школы и не биография ее знаменитого борца. Знали они и то, что Томита Цунэо основывался на рассказах отца. И естественно, что образ Кодокана периода его возникновения и его ведущих борцов получился идеализированным и приукрашенным. Но это было очевидно лишь знающим людям. Широкая читательская, а позднее зрительская аудитория (в Японии и за ее пределами) восприняла (а некоторые и продолжают воспринимать) Сугату Сансиро как историческое полотно, достоверно отображающее возникновение и становление дзюдо, а сам главный герой приобрел в ее глазах статус реальной исторической личности. И все попытки опровергнуть эту укоренившуюся точку зрения, продолжающиеся по сей день, кажется, были тщетны. Каждое новое поколение читателей и зрителей принимает все показанное в Сугате Сансиро за чистую монету. Как же удалось добиться такого эффекта Томите? Это стало возможным благодаря великолепному знанию автором событий и реалий того времени, достоверному воспроизведению атмосферы тех боев, прекрасному знанию техники и теории японских будо (у Томиты Цунэо, между прочим, был 5-й дан по дзюдо). Вдобавок сама манера изложения Томиты делает описания чрезвычайно достоверными и впечатляющими. Неудивительно, что и сегодня очень многих читателей романа и зрителей его экранизаций чрезвычайно интересует историческая основа сюжета. И по сей день, по прошествии уже шести десятилетий со времени публикации повести, исследователи продолжают искать ответы на многочисленные вопросы: кто же послужил прототипом Сугаты? Насколько близок литературный образ реальной личности? Что представлял собой фантастический коронный прием Сансиро яма-араси? Частично этих вопросов я уже касался в номерах 6-8 тогда еще сборника Додзё (выходили в 2001 г.). Отсылая читателей к тем публикациям по истории дзюдо за сведениями об общем историческом контексте и основных этапах становления дзюдо, я теперь хочу более подробно рассказать о лучших учениках Кано Дзигоро, послуживших прототипами для гения дзюдо, об их необычных судьбах и роли в становлении Кодокана.
Я не ищу мотиваторы для себя - я становлюсь мотиватором для других!
|
|
| |